Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Роль раскольникова в романе преступление и наказание

Роль раскольникова в романе преступление и наказание

Оглавление:

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»


В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов.

Рекомендуем прочесть:  Размер налога с дивидендов в 2022

Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя.

Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение. Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией.

Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей.

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание.

Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения.

Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя.

Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

/ / / /

Тип: Ф.М.

Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе.

Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные противоречия человеческого бытия. Роман «Преступление и наказание» вырос на основе глубоких и печальных раздумий Достоевского над важнейшими проблемами времени. Родион Раскольников — молодой человек, исключенный из университета, мещанин по происхождению, живет в крайней бедности.

Поддавшись странным, «недоконченным» идеям, которые носились в воздухе, он решился разом выйти из своего скверного положения. Раскольников решает убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты. Такова завязка основного действия романа.

Чтобы глубже

Роль снов Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание и значение снов Раскольникова как главного героя в романе «Преступление и наказание» является важным для выражения авторской позиции и необходимым в структуре самого произведения. Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике.

Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

Каждый из таких эпизодов имеет своего «двойника» в реальной жизни.

  1. Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);
  1. Второй сон

Преступление и наказание родион раскольников характеристика

Оглавление: Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди».

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали.

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности.

По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий.

Раскольников. Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Темой данной статьи станет Родион которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе.

Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой – сверхчеловек он или обычный гражданин.В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается.

Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью.

Он написал статью об избранных, которым позволено

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников как герой нового типа — это художественная альтернатива Достоевского образу «новых людей», созданному Детство героя.

Это — любящая семья, атмосфера доверия и дружбы. Первый как отражение его состояния, впечатлений детской души.

«Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске,охватывает ее мертвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку». Доброта и жалость к униженным и оскорбленным как характерная черта героя.

Идея протеста и борьбы. Герой — студент юридического факультета. Это принципиально для писателя, так как именно юристы занимаются законностью этого мира. Тем не менее, он вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учебы (частные уроки, переводы, статьи), материально его поддерживает семья (мать и сестра), т.е.

судьба главного персонажа романа типична для разночинца.

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу — показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу.

Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность имеет право пренебречь законами совести и морали для достижения своей цели. Цель у Раскольникова была благородная — спасти от унижения и гибели родных ему людей, собственную мать и сестру.

Но тут как раз мы сталкиваемся с одним из вечных вопросов: оправдывает ли цель средства? Достоевский, шаг за шагом раскрывая ложность теорий своего героя, описывая их губительные последствия для души Раскольникова, подводит нас к твердому убеждению, что нет в мире целей, способных оправдать преступление.

Роль “двойников” раскольникова в романе ф.

И нет преступлений, которые бы остались безнаказанными.

м. достоевского “преступление и наказание”

РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.

М. ДОСТОЕВСКОГО“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу – показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность имеет право пренебречь законами совести и морали для достижения своей цели.
Цель у Раскольникова была благородная – спасти от унижения и гибели родных ему людей, собственную мать и сестру. Но тут как раз мы сталкиваемся с одним из вечных вопросов: оправдывает ли цель средства?

Достоевский, шаг за шагом раскрывая ложность теорий своего героя, описывая их губительные последствия для души Раскольникова, подводит нас к твердому убеждению, что нет в мире целей, способных оправдать преступление.

Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание»

April 19, 2017 Обсудить 0 0 Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой.

Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в.

Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников – студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет.

Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям.

  1. Произведение:
  2. Это сочинение списано 68 678 раз
  3. Автор:

Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое.

Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы.

Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории.

Роль эта на первый взгляд непонятная, оказывается впоследствии довольно простой. Достоевский хочет показать нам теорию Раскольникова не только на его примере, ибо Раскольников, увы, не оригинален в своих идеях наполеонизма.

В романе есть и другие персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь.

РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.

М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА.

Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недо­вольство существовавшими порядками, и писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против ца­рящего зла. Таков Родион Раскольников — главный герой романа « Преступление и наказание» .

Страшная бедность повергает Расколь­никова в отчаяние.

Он хорошо понимает, что вокруг него царят вол­чьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмуща­ет бессердечие и жестокость богачей, но герой не становится бор­цом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества воз­можно, но и примириться с жестокой судьбой Раскольников — че­ловек гордый и волевой — не хочет.

Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, чело­веком, которому позволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху-ростовщицу. После дол­гих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное на­мерение. Необычайно выразительно и ярко передает Достоевский ду­шевные терзания своего героя, ставшего убийцей.

Молодого чело­века постоянно преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное — ощу­щение безысходного одиночества и бессмысленность совершенного им преступления. Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, писатель стремился убедить читателей, что такая борьба про­тив несправедливости не только не улучшает жизнь, а, наоборот, делает ее еще мрачнее и ужаснее.

«Двойники» Раскольникова — это персонажи, в которых полу­чает воплощение определенная сторона нравственно-психологичес- кого, интеллектуального состояния Раскольникова.

Таких «двойни­ков», положительных, в которых воплощается гуманное начало Рас­кольникова, и отрицательных, воплощающих античеловеческую суть теории Раскольникова, в романе три: Соня Мармеладова, Лужин и Свидригайлов.

Исследователь творчества Достоевского В. И. Кулешов писал, что для понимания характера главного героя «важно выяснить, в каком смысле Свидригайлов и Лужин оказываются «двойниками» Расколь­никова. Ведь он сам выступает против них, они косвенная причина его «бунта». И вдруг Раскольников в чем-то на них похож, они — продолжение его».

Тем не менее, это именно так. Желая сбросить «тяжесть земную», нарушить вечные нравственные законы, Раскольников попирает всех, кроме себя: человек для него — ничто. Если отвлечься от пышно обставленной теории права на убийство, останется голое удовлетво­рение эгоизма: «Хорошая цель оправдывает средства».

Для понимания поведения Раскольникова автором выведена мрач­ная фигура Свидригайлова с его грязным цинизмом и внутренней опустошенностью, отвращением к самому себе, которое привело его к самоубийству. Свидригайлов воплощает в себе одну из возможно­стей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм.

Во время первого свидания с Раскольниковым он прямо скажет: «Мы одного поля ягоды», а во время последнего назовет Рас­кольникова порядочным циником. Нравственный циник Свидригайлов презирает любые представ­ления о добре, зле, живет по принципу «Все дозволено» и становит­ся тем самым «двойником» Раскольникова, который совершает пре­ступление, отрешившись от нравственных норм. В то же время меж­ду Раскольниковым и Свидригайловым огромная разница: Свидри­гайлов считал, что имеет дело с человеком, лишенным любых мо­ральных устоев, подобным себе, и был крайне удивлен, что Расколь­ников не может оправдать его распущенности и нравственной опус­тошенности.

Свидригайлов хладнокровно принимает преступление Расколь­никова, не видя здесь никакой трагедии, он даже подбадривает сту­дента. Ему удивительны трагические метания, вопросы Раскольни­кова, которые, с его точки зрения, являются глупой «шиллеровщи- ной».

Свидригайлов с издевкой говорит Раскольникову: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражда­нина и человека? А вы их побоку». Раскольников, в отличие от Свид­ригайлова, «не переступил, на этой стороне остался» как раз пото­му, что человек и гражданин.

«Лужин — с другой стороны «двойник», — пишет Кулешов. — У него есть некоторые принципы, но это принципы наживы, подло­сти, личного интереса, благословляемые пореформенными услови­ями.

Лужин озабочен соблюдением благоприличной формы своего цинизма. Лужин будет убивать людей медленно, «по закону». Но и он — нарушитель человеческих норм, себялюбец, почитающий всех нулями, дубитель».

Для Раскольникова Лужин является олицетворением бесчеловеч­ности строя и тиранства. Черствый и расчетливый делец, пропове­дующий заботу о «личном интересе» как залоге всеобщего преуспе­вания, изображен в качестве типичного представителя зарождаю­щейся отечественной буржуазии.

Его теория, оправдывающая ограб­ление обездоленных людей во имя обогащения собственников, отте­няет антигуманный характер взглядов Раскольникова, также утвер­ждающего право сильного. Жизненная философия Лужина, его те­ория разумного эгоизма раздражают Раскольникова, наталкивают на мысль: «Кому жить — Лужину или Катерине Ивановне?», и в то же время образ Лужина служит как бы иллюстрацией того, к чему мог бы прийти Раскольников, последовательно претворяя в жизнь свою теорию о праве сильной личности.

И как только речь заходит об убийстве, в ответ на слова Лужина о несовместимости нравствен­ности с преступлением Раскольников говорит: «Да об чем вы хлопо­чете?

По вашей же вышло теории». Соня Мармеладова — дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества — положительный «двойник» Раскольникова, воплощающий в себе доброе, любящее начало в герое.

Соня — своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца, она идет на улицу, становится проституткой. Это мучительное унижение, апо­феоз страдания и самопожертвования.

Кроткая, религиозно экзаль­тированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня — это зеркало, в котором Раскольников видит не только одинаковую судьбу — «ты тоже переступила», но и то лучшее в себе, что привело его к любви к ней. Соня является воплощением идеала христианского смирения, кротости, человеколюбия.

В своих действи­ях она руководствуется любовью и состраданием к людям, принося себя в жертву.

В Петербурге Раскольников, придя к Соне, расска­жет ей о своей теории и задаст вопрос: как бы она решила — кому жить, а кому умереть — Катерине Ивановне или Лужину?

И Соня отвечает, что она не вправе решать, кому жить, а кому — нет. Таким образом, приложив свою арифметику к судьбе Сони как воплощению всего страдания человеческого и отвергнув возможность единоличного решения вопроса «Кому жить?

», Раскольников понял, что Соня никогда не согласится, чтобы ради ее счастья проливали кровь. Именно суд Сони был единственным судом, который Расколь­ников мог принять над собой. В эпилоге романа Раскольников при­ходит к правде Сони, у него появляется мысль: «Как же ее убежде­ния не могут быть теперь моими?

» Достоевский привел Раскольникова к правде Сони, к правде хри­стианского смирения, которая была для него единственным нрав­ственным убеждением.

Противопоставляя в своем романе индиви­дуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский оставляет побе­ду не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдали­цей Соней, видя в ней высшую правду.

Раскольников не в состоя­нии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление* приводит его к «наказанию», которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества.

В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению этой вины. Автор, проти- 6 8-142 вопоставив рассудочной теории Раскольникова религиозно-нравствен­ные порывы Сони, отдает предпочтение последним, стремится всем ходом романа доказать лоясность первых убеждений и истинность вторых.

читать похожие: Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образы двойников главного героя в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» (Лужин и Свидригайлов) Что общее в судьбе Сони и Раскольникова?

(по роману Ф М. Достоевского «Преступление и наказание») Добавить комментарий отменить ответ

Sochinenya.com > Школа > 10 класс > сочинения по мировой литературе > РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.

М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА.

Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недо­вольство существовавшими порядками, и писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против ца­рящего зла. Таков Родион Раскольников — главный герой романа « Преступление и наказание» . Страшная бедность повергает Расколь­никова в отчаяние.

Он хорошо понимает, что вокруг него царят вол­чьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмуща­ет бессердечие и жестокость богачей, но герой не становится бор­цом за лучшее будущее. Read on » читать похожие: Двойники Раскольникова в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.

М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» Добавить комментарий отменить ответ

Свежие записи ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Ч.

Айтматова «Плаха» ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Ч. Айтматова «Плаха» ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В. Распутина «Живи и помни» ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В.

Распутина «Живи и помни» МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ СОВРЕМЕННОСТИ А.

П. Межиров (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date();k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, «script», «https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js», «ym»); ym(53122405, «init», { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true }); (function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({‘gtm.start’: new Date().getTime(),event:’gtm.js’});var f=d.getElementsByTagName(s)[0], j=d.createElement(s),dl=l!=’dataLayer’?’&l=’+l:»;j.async=true;j.src= ‘https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id=’+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f); })(window,document,’script’,’dataLayer’,’GTM-5KMCP9B’);

РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА.

Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недо­вольство существовавшими порядками, и писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против ца­рящего зла.

Таков Родион Раскольников — главный герой романа « Преступление и наказание» . Страшная бедность повергает Расколь­никова в отчаяние. Он хорошо понимает, что вокруг него царят вол­чьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмуща­ет бессердечие и жестокость богачей, но герой не становится бор­цом за лучшее будущее.

Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества воз­можно, но и примириться с жестокой судьбой Раскольников — че­ловек гордый и волевой — не хочет.